Исламские претензии на Иерусалим - на чем они основаны

Переводы статей и видео-лекции

Модератор: ashdod

Share |

Исламские претензии на Иерусалим - на чем они основаны

Сообщение ashdod » 25 апр 2015, 17:36



Лекция д-ра Мордехая Кейдара.

Нам рассказывают с утра до вечера о том, что Иерусалим (эль-Кудс) должен стать столицей палестинского государства. Это требование так часто повторяется нашими арабскими соседями, что уже и некоторые евреи начали повторять его и соглашаться с этим требованием. Лозунг "Иерусалим - наш!" можно увидеть даже на арабских кафийах. Странное требование. История Иерусалима не знает ни одного дня, когда бы правителем города был араб или мусульманин. Ни султан, ни халиф, ни эмир, ни кто-то другой по их "табелям о рангах". За всю историю ислама в Иерусалиме не было исламского правителя. Тогда на каких основаниях они требуют предоставить им Иерусалим в качестве столицы палестинского государства? Исторически это требование не обосновано. Однако, родившийся в Иерихоне Саиб Арикат, главный уполномоченный представитель палестинской администрации по переговорам, всё время заявляет что если Иерусалим не станет столицей палестинского государства, то не будет и палестинского государства, вообще. Это очень странное заявление. И к этой странности добавляется ещё один свежий исторический факт. С мая 1948 года по 1967 год, в течение 20 лет, почти 7000 дней, Иерусалим, Иудея и Самария были оккупированы Иорданией и находились под полной властью арабов. Эта оккупация, хоть она и не была легитимна с точки зрения международного права (её признали только Британия и Пакистан) давала возможность захватчикам создать в Иудее и Самарии палестинское государство со столицей в Иерусалиме! Арабы этого не сделали! У них было 7 тысяч дней для провозглашения палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Но вспомнили они об этом только после того, как евреи отвоевали Иерусалим, Иудею и Самарию.

Так почему же они всё-таки требуют Иерусалим? Зададимся этим вопросом и поищем ответ в разных источниках. В исторических - ответа нет. Проверим религиозные исламские источники, может быть там найдём истоки великой святости Иерусалима для мусульман. К нашему удивлению, в тексте Корана Иерусалим не упоминается ни одного раза, ни в одном из четырех вариантов своего имени: Илия Капитолина, Байт эль-макдэс, Эль-Кудс, Уршалем.

1. Илия Капитолина - римское переименование еврейского Иерушалаима.
2. Байт эль-макдэс - арабский вариант произношения ивритского Бейт а-микдаш (храм святости).
3. Эль-Кудс - арабский вариант ивритского Кодеш (святость).
4. Уршалем - римско-назарейское произношение ивритского Йерушалаим.

Коран вообще не проявляет своего отношения к Иерусалиму ни как к городу, ни как к месту. Хотя другие города и места в Коране описываются много и подробно.

Итак, в источнике ислама первого уровня мы ничего о Иерусалиме не нашли. Переходим к источникам ислама второго уровня - хадисам (устным рассказам о жизни Мухаммада, позже записанным со слов пересказчиков).
Сборник хадисов - проблемный источник, много раз ставший жертвой пересмотров, поправок и исправлений, политической и религиозной цензуры. Хадис - важный источник для религиозного права. На основании хадисов и их интерпретаций выводятся новые нормы исламского права. Например, Коран предписывает мусульманам мыть ноги и руки перед молитвой. Но что делать мусульманам в пустыне, среди верблюдов и песков, когда запасов воды осталось очень мало? Коран ответа на этот конкретный вопрос не дает. Зато есть хадис, в котором кто-то из приближенных Мухаммада вспоминает историю как сам Мухаммад в походе омыл ноги и руки песком вместо воды. Таким образом хадисы служат дополнительным к Корану источником исламского права. Примерно такая же практика с песком вместо воды имеется и в иудейском праве. Вопрос только в том, кто у кого позаимствовал, но это уже другая тема для другого исследования. В исламе личность Мухаммада считается непогрешимой, все его слова, намерения и поступки являются положительным примером для всех мусульман. Авторитет Мухаммада неоспорим, он по своему статусу находится выше всех других предыдущих пророков святого писания (Торы и Инджила) упомянутых в Коране, ближе всех к Богу. Поэтому сборник хадисов так важен для мусульман.

Примерно через 150 лет после смерти Мухаммада, завезли в Багдад (тогда исламская империя Аббасидов) первые арбузы из Индии, и продавали их по очень высокой цене, как редкий и пользующийся спросом товар. Импортер сделал много прибыли и отправился за новой партией товара. Но вдруг обнаружилось, что продать арбузы по высокой цене можно только один раз. Через сезон на местном рынке появились арбузы выращенные покупателями из арбузных семян. Прибыль импортеров оказалась под угрозой. И тогда появляется хадис в котором описывается как кто-то, кто слышал от кого-то, кому рассказал ещё кто-то достоверную историю о том, что Мухаммад определил минимальную цену на арбузы не ниже такой-то сегодняшней цены. Проблема! С одной стороны это хадис, а с другой стороны все понимают, что во времена Мухаммада не было арбузов..

В середине 7 века после смерти Мухаммада разгорелся политический конфликт за наследие престола в исламском Халифате. Четвертый по счету халиф по имени Али абу Талиб был свергнут своим соперником - пятым халифом. Политическая борьба переросла в кровопролитную войну между сторонниками Али, потомки которых с тех пор называются шиитами, и между сторонниками пятого халифа, потомки которых с тех пор называются суннитами. Вот уже 14 веков сунниты и шииты убивают друг-друга, оспаривая дру у друга право на управление исламским халифатом. Каждая сторона конфликта написала по шкафу книг, содержащих хадисы с аргументами в поддержку своей позиции. Понятно, что многие хадисы написанные обеими сторонами не достоверны, так как прямо противоречат один другому, ссылаясь на слова Мухаммада.

Явное вмешательство экономических и политических интересов на процесс написания хадисов поставили под сомнение достоверность многих из них. Тут нужно сказать несколько хороших слов в адрес ученых ислама. Уже во втором веке исламского летоисчисления девять из них встали, стукнули кулаком по столу и сказали: Хватит! Это не может так продолжаться! После чего они предприняли первую попытку перепроверки и пересмотра всех хадисов на достоверность. Проверялась вся цепочка передатчиков информации, сопоставлялись их годы жизни, места учебы и проживания. В результате только 5-6% хадисов было признано достоверными, остальные оказались вымыслом или подделками. Первыми, кто громко заявил о проблеме недостоверности хадисов были сами мусульмане.

Теперь я поясню почему так много внимания я уделил хадисам. Потому что источником всех представлений мусульман о Иерусалиме являются хадисы.
Современные академические исследования хадисов тоже проводятся и имеют свои результаты. Основываясь на результатах изучения хадисов я расскажу вам о том, как и когда в исламе возникли представления о Иерусалиме и его святости для мусульман.

Мухаммад начал свою пророческую деятельность примерно в возрасте 40 лет, примерно в 610 году. Пророчества приходили к нему ночью или под утро и он рассказывал о них жителям своего города. Хотя народная пословица гласит, что нет пророка в своем отечестве (родном городе). Родным городом Мухаммада была Мекка, родным племенем - Курайш. Новоявленный пророк начал обличать своих соплеменников в том, что они преступники, воры, жулики, нечестные торговцы лишенные представлений о морали. И что все они предстанут перед Аллахом в Судный день. Идолопоклонники, неверующие в Аллаха, закапывающие своих дочерей живьём из-за временных экономических трудностей. Мухаммад призывал их прекратить торговать рабами. В рабство его сородичи продавали пойманных в пустыне женщин и мужчин. Торговля людьми была унизительной, сопровождалась раздеванием рабов, публичным осмотром их физиологии. Был у Мухаммада в те дни советник иудей, по имени Кааб. Кааб, повидимому, и подавал Мухаммаду такие идеи. Кааб был из Йемена, расположенного южнее Мекки, и служил информантом Мухаммада по вопросам образа жизни и веры иудеев.

Кааб, очевидно, испортил отношения с еврейской общиной, бежал из Иемена на север и там подружился с Мухаммадом. В среде современных исследователей ислама нет единого мнения о том, чего хотел Кааб - реформировать иудаизм по примеру новорожденного ислама, или создать ислам по примеру иудаизма. Не будем сейчас вдаваться в этот вопрос. Так или иначе, Кааб был постоянным советником Мухаммада в течение долгого времени и сыграл важную роль в становлении ислама. Очень многие хадисы и Коран повторяют слова Кааба. В Коране содержится частичный пересказ Торы. Кааб рассказал Мухаммаду что Аллах создал мир за семь дней, создал женщину из ребра, привел евреев в Египет и затем вывел евреев из него. Рассказал про Ицхака, Якова, Авраама, про Иисуса, про Йосефа и другие истории из ТаНаХа. Соплеменники Мухаммада говорили ему, что он рассказывает им истории, которые они уже слышали от иудеев и назареев (римских христиан). Ислам Мухаммада представлялся им всего-лишь пересказом историй иудеев и христиан и поэтому в их глазах, с самого начала, он не был настоящим легитимным пророчеством.

Если вы почитаете Коран, надеюсь наши раввины меня не слышат :), то вы увидите как много в нем пересказов из Торы, ТаНаХа, Мишны, Талмуда, разных мидрашим, и мидрашим известных в то время только евреям Йемена. Просто поразительно, насколько силен отпечаток иудаизма в Коране.

Итак, с самого начала легитимность ислама была под сомнением из-за его схожести с иудаизмом и назорейством. Мухаммада не взлюбили в своем городе, он мешал соплеменникам вести привычную жизнь, зарабатывать деньги, распутствовать и пить алкоголь. Через 12 лет после начала своей деятельности в качестве пророка-обличителя его пытались убить и вынудили бежать из родного города. В 622 году Мухаммад бежал из Мекки в город Медину, просто чтобы спасти себя самого. В Медине, как человек со стороны, он получил должность судьи, из соображений, что судье легче судить людей не знакомых и не связанных с ним кровными узами. Затем вырос в местного городского лидера и вместе с группой своих старых мекканских товарищей, продолжил распространять ислам среди языческого населения Медины.

Вскоре Мухаммад обратился за помощью к трем иудейским общинам, проживавшим в оазисе недалеко от Медины. Он просил их помочь ему в борьбе с идолопоклонством местных жителей. Место где жили евреи называлось Хайбар, там было три общины: бней Надир, бней Курайза и бней Кайнука. Эти три еврейские общины не упоминаются ни в одном еврейском письменном источнике, а в исламских источниках упоминаются.

Постепенно Мухаммад стал пытаться обратить евреев в ислам. Как? Он убеждал их, что он такой же как они. Евреи молились лицом к Иерусалиму. Мухаммад тоже. Ведь в Мекке тогда ещё молились идолам. Это не впечатлало евреев. Тогда Мухаммад организовал бойкот на продукцию евреев, чтобы сломать им парнасу (лишить заработков). Евреи выращивали финики и делали финиковый ликёр. Отсюда, кстати, происходит первый запрет на спиртное в исламе.
Бойкот евреев не сломал, тогда он сжег евреям пальмы. Не помогло, тогда он сжег евреям дома. Опять не помогло, тогда он порубил евреев и сжег их тела.

Полтора года Мухаммад пытался исламизировать евреев. На этом еврейский период в исламе заканчивается. Мухаммад получает во сне новое пророчество и дальнейшие указания. Он начинает молиться в сторону Мекки, вскоре захватывает родной город и очищает его от идолов. Мекка с тех пор и до настоящего времени становится единственным направлением молитв в исламе. Таким образом, в самый ранний период ислама направление молитвы (кибла) было обращено в сторону Иерусалима, а затем навсегда отменено Мухаммадом и направлено в сторону Мекки.

Далее Мухаммад начинает действовать в Хиджазе в западной Аравии. Была у него группа последователей в городе Таиф, красивом городе расположенном в 40 километрах от Мекки. По арабски расстояние в 40 километров называлось "марх-ал-аттын" то есть двухдневный путь. Мухаммад ходил в Таиф раз в несколько месяцев, чтобы встретиться там со своими сторонниками, поддержать их и укрепиться их поддержкой. За два дня пути в пустыне обязательно наступает ночь. Ночью, без укрытия, в пустыне человеку с верблюдом не выжить, ибо верблюд становится легкой добычей для зверей четвероногих, а спящий человек - добычей для зверей двуногих, которые ограбят и продадут в рабство. Мухаммаду необходим был защищенный ночлег на пол-пути из Мекки в город Таиф. Таким ночлегом, согласно исламским источникам, была для Мухаммада деревня Джийран. В Джийране тоже имелись у Мухаммада сторонники, они держали для дорогого гостя комнату. Рядом с деревней простирался овраг, на обоих берегах которого стояли мечети. Ближняя - эль масджад эль-Адна и дальняя - эль масджад аль-Акса.

По-арабски:
эль масджад = мечеть
эль-Адна = ближняя
аль-Акса = удаленная.

Утром после сна, Мухаммад шел молиться в мечеть эль-Адна, если был на пути из Таифа в Мекку, или заходил в мечеть аль-Акса на пути из Мекки в Таиф. И так повторялось много раз за время его путешествий. Однажды утром он проснулся в Мекке в своей кровати с новым пророчеством сошедшим на него с небес. Это пророчество зафиксировано в суре 17 Корана, в первом аяте. В вольном переводе оно звучит так: Благословен Аллах, который взял своего раба ночью из святой мечети (из Мекки) в удаленную мечеть (аль-Акса), которую Аллах возвысил и благословил в знак того, что Он видит всё и всё слышит. Современники Мухаммада поняли этот стих Корана очень просто, так как знали о каком ночном пути и о какой удаленной мечети идет речь. Мухаммад, вернувшийся в Мекку из Джийрана, благодарил Аллаха за благополучный исход опасного путешествия и, видимо, за оказанную ему поддержку сторонниками ислама в Джийране.


продолжение следует
Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4013
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel

Вернуться в Арабистика-востоковедение (лекции и статьи)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron