Ваххабиты Аравии и хомейнисты Ирана в схватке за российский Татарстан

Переводы статей и видео-лекции

Модератор: ashdod

Share |

Ваххабиты Аравии и хомейнисты Ирана в схватке за российский Татарстан

Сообщение ashdod » 03 окт 2012, 10:17

В этой теме, на основании публикаций в СМИ, мы проследим за тем как разворачивается внутриисламская суннито-шиитская битва на территории "дар аль-ислам" в России.

Исламский мир уже 14 веков расколот на два антагонистических, смертельно враждующих между собой лагеря суннитов и шиитов. У каждого из этих двух исламских лагерей сегодня имеются в распоряжении свои мощные суверенные государства, огромный финансовый потенциал (неисчерпаемый как сама нефть), переизбыток человеческих ресурсов и отточенная веками идеология борьбы.

Также мы рассмотрим здесь попытки местных и центральных российских властей (совершенно забывших за 70 лет марксистской власти о том, что такое ислам) манипулировать развернувшейся на их глазах битвой с помощью привлечения к себе в союзники одной из двух исламских сил, наименее опасной для них с их сегодняшней точки зрения.

***

Исламский терроризм в современном Татарстане: ваххабизм на практике

Rais_Suleimanov.jpg
Rais_Suleimanov.jpg (1.83 Кб) Просмотров: 5431
автор: Раис Сулейманов (3 октября 2012) источник: www.apn.ru

19 июля 2012 года стало тем днем, когда в новейшей истории мусульманской уммы Татарстана прошел тот рубеж, после которого всем стало ясно, что такое ваххабизм. В подъезде своего дома хладнокровно был расстрелян великий татарский богослов рубежа XХ-XXI вв. Валиулла Якупов (1963-2012), работавший во главе учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана. Спустя менее часа был подорван на собственной машине муфтий республики Ильдус Фаизов, получив ранения в ходе теракта и чудом оставшийся жив. Ощущение шока, подавленности, растерянности и страха проникло в сердца жителей Татарстана. Ведь до этого никто не мог поверить, несмотря на постоянные предупреждения экспертов, изучающих те процессы, что происходят в мусульманской среде, что северокавказский сценарий развития событий может повториться в Поволжье. Местные власти все время успокаивали себя и вводили в заблуждение федеральный центр разговорами о том, что «у нас в мусульманской умме все хорошо». Подобное желание поддержать иллюзию стабильности приводило к тому, что все сигналы, которые подавали и традиционное мусульманское духовенство, и эксперты-аналитики, чиновниками игнорировались, а самих экспертов выставляли в роли «исламофобов» или «клеветников на Татарстан». Игнорировалось это еще и потому, что часть бюрократии уже срослась с ваххабитами. Ответственность за случившиеся события лежит, в том числе, и на местных властях.

Теракт в Казани подвел итоговую черту под тем, что называют внутренней политикой Татарстана. Итог можно выразить одним словом – провал.

/......./ полный текст статьи

Корни произошедшей трагедии в Татарстане надо искать в идеологии ваххабизма, которая подразумевает уничтожение любого инакомыслия в исламе с признанием правоты исключительно только за собой. Когда никаких аргументов склонить на свою сторону у ваххабитов нет, они выбирают террор как быстрый способ прихода к власти в мусульманской умме. Просто тупо пытаться объяснять какими-то экономическими или социальными причинами распространение ваххабизма в Татарстане, хотя бы потому, что татарстанские ваххабиты – очень даже небедные люди. Идеология ваххабизма дает им ощущение драйва и реализацию их мечты о построении глобального халифата, для чего в первую очередь необходимо уничтожить те формы ислама, что традиционно исповедуются мусульманскими народами, поскольку в их основе лежит патриотизм по отношению к своему российскому Отечеству. И уж тем более подлежат уничтожению салафитами те, кто пытаются остановить распространение идеологии ваххабизма.

Сегодня любые попытки свалить вину на силовиков, якобы заинтересованных в начале репрессий, о которых разглагольствуют «исламские аналитики» (Гейдар Джамаль), или обвинить самого муфтия Ильдуса Фаизова в «неуступчивости», а также любые способы найти смягчающие обстоятельства для «исламских диссидентов», как стали террористов называть их единомышленники на ваххабитских интернет-ресурсах, являются ни чем иным как оправданием ваххабизма.

Новейшая история исламского терроризма в Татарстане началась с первых терактов на газопроводах в 2003-2005 годах в сельских районах. Затем в республике появились свои «лесные» - боевики в Нурлатском районе Татарстана, где вооруженная банда фундаменталистов постаралась организовать подполье в местном лесу по типу северокавказского. В январе 2012 года в деревне Мемдель Высокогорского района была обнаружена домашняя лаборатория по производству взрывчатки и «поясов шахида». Теперь вот теракты происходят в самой Казани.

К сожалению, не видно, что ситуация улучшается. Наоборот, ваххабизм, о проблеме которого так долго и упорно говорил Валиулла Якупов, теперь перешел к милитаристской стадии. Сегодня в республике реализуется ваххабитами ингушско-дагестанский сценарий: то, что происходило на Северном Кавказе 10-15 лет назад, сейчас осуществляется в Поволжье.

Первый муфтий Дагестана был убит в 1998 году. После этого было убито свыше 50 муфтиев, их заместителей и известных имамов, придерживавшихся традиционного (ханафитского) для Северного Кавказа ислама. В Татарстане ваххабиты похоже что перешли к такой же тактике: и был впервые убит имам-ханафит. Причем удар нанесли как по мозговому центру традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, каким был Валиулла Якупов, богослов уровня классика татарской религиозной мысли Шигабутдина Марджани (1818-1889), так и по организационному центру в лице муфтия Ильдуса Фаизова, впервые за 20 лет постсоветского Татарстана начавшего осуществлять политику деваххабизации. Главное – чтобы муфтий сейчас чисто по-человечески не испугался крикливых визгов ваххабитского лобби в информационном пространстве.

Сейчас вся надежда только на светское государство, органы которого в Татарстане в последнее время увлеклись тем, что стали активно привлекать в республику так называемые «исламские инвестиции» - опосредованно легальный способ финансирования ваххабитского подполья, все-таки пойдут на решительные действия. Должна быть незамедлительно осуществлена ротация ваххабитского духовенства в регионе: именно имамы-салафиты выступали в роли создателей той микрофлоры, в которой развивались и нурлатские боевики, и нынешние казанские террористы.

Опыт показывает, что самый опасный преступник – это преступник с идеологией. Отрицать сегодня наличие ваххабизма в Татарстане уже невозможно. История нас учит, что там, где появляется ваххабизм, обязательно рано или поздно начинает течь кровь.

Раис Сулейманов



И ещё история противоборства суннитов и шиитов учит, что там где проявляется активность одной из сторон, следует ожидать появления противоборствующей стороны. Если одна сторона "осаждает крепость" количеством, то вторая - ломает врага качеством.
Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4013
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel

Share |

Шиитская община в Татарстане

Сообщение ashdod » 03 окт 2012, 11:04

Интервью с Фаризом Аскерзаде, духовным лидером шиитов Татарстана

Askerov_Faris.jpg
Askerov_Faris.jpg (20.09 Кб) Просмотров: 5425
27 сентября 2012 г. источник: www.interfax-religion.ru

Шиитская община Татарстана, состоящая преимущественно из азербайджанцев, формироваться как религиозная группа начала с 1996 года, когда в Казань приехал Иса Аскеров, религиозный деятель из Масаллы (город на юго-востоке Азербайджана). Долгие годы именно он духовно окормлял азербайджанцев этого поволжского региона. В 2007 году в Казань приехал его сын Фариз Аскерзаде (Аскеров). Он 11 лет учился в Куме (Иран), получив теологическое звание ходжатуль-ислам-валь-муслимин, и фактически сменил отца на посту духовного лидера шиитов Татарстана. О том, какие процессы сейчас происходят в шиитской среде Татарстана, Фариз Аскерзаде рассказал в интервью "Интерфакс-Религия".

- Фариз-хазрат, что на сегодня представляет собой шиитская община Татарстана?

- В Татарстане проживает 60 тысяч азербайджанцев, большинство из которых шииты, но религиозно в массе своей они не активные. Из них, по моим оценкам, около 2 тысяч человек можно считать теми, кто регулярно соблюдает обряды. Мы собираемся на наши праздники в казанских мечетях Нурулла, Закабанная, Марджани и Султан. Для более массовых религиозных мероприятий арендуем помещения в гостиницах, например, в "Корстоне".

-Обычно, когда речь заходит об азербайджанцах в России, то приходится обращать внимание на распространение в их рядах ваххабизма и нурсизма...

- А Вы заметили, что в среде азербайджанцев Татарстана нет салафитов, последователей Саида Нурси и "Хизб ут-Тахрир"? А почему? Потому что шиитские религиозные деятели активно среди них работают. Мой отец Иса Аскеров и я с 1996 года начали духовно ограждать азербайджанцев Казани от влияния всех этих сект. К сожалению, во многих регионах России (это и на Севере, и на Урале, и в Сибири, и в Поволжье) среди разных мусульманских народов идет распространение всех форм радикализма, в том числе и среди азербайджанцев. Нам пока удалось остановить это в среде азербайджанцев Татарстана. Если не работать с азербайджанцами в России, то они уходят в ваххабизм, нурсизм или в "Хизб ут-Тахрир". Это мы и в Баку наблюдали, ваххабиты пытались там начать свою миссию, но там удалось это остановить. Нас, шиитов, ваххабиты ненавидят даже больше, чем христиан.

Когда я приехал в Казань в 2007 году, то сразу приступил к написанию книги "Акыда ва Амал" ("Вероубеждение и действие"), которая посвящена теории и практике шиизма. В 2011 году я написал еще одну книгу - "Секты раскола", специально посвященную критике ваххабизма. Ее перевели на русский язык, и она распространяется среди шиитской общины.

- Как у Вас складываются взаимоотношения с Духовным управлением мусульман Татарстана?

- С муфтием Татарстана Илдусом Файзовым мы поддерживаем хорошие отношения. Мы видим, как он борется с ваххабизмом, и понимаем, что ваххабизм угрожает не только суннитскому миру, но и шиитскому. Когда был убит богослов Валиулла Якупов, для нас это было потрясение. Я позвонил отцу, рассказал об этом (он находился в Азербайджане в тот момент), и отец заплакал: такого человека мы потеряли! Он с ним был в очень хороших дружеских отношениях.

- А как же стремление построить отдельную шиитскую мечеть в Татарстане?

- Шиитам Татарстана нередко ставят в упрек их желание построить отдельную шиитскую мечеть в Казани, но от нас самих, азербайджанцев, такой инициативы никогда не исходило. Мы в отдельной шиитской мечети не нуждаемся. Если мы можем собираться в казанских мечетях своей общиной, и нам никто не чинит препятствий, то зачем нам нужна отдельная мечеть?

- Очень часто, когда разговор заходит о шиитах, то сразу все вспоминают специфическое проведение некоторыми из них Дня Ашуры путем самобичевания цепями и ножами, что выглядит, мягко говоря, отвратительно...

День Ашура, отмечаемый 10-го дня месяца мухаррам по мусульманскому календарю, является траурным мероприятием в память о гибели внука пророка Мухаммеда, с.г.в., Хусейна, погибшего мученической смертью в Кербеле в 680 году. В этот день мы надеваем черную одежду, плачем и читаем траурные стихи, посвященные памяти Хусейна (латмийя). Однако истязать свое тело, нанося раны ножами или цепями, категорически запрещено. Шииты Татарстана не практикуют подобные обряды, как это делают в Ираке или Ливане. Надо понимать, что шиизм бывает разный.

- Нередко приходилось обращать внимание, что шииты в казанских мечетях держатся особняком...

- У шиитов разное время намаза, чем у суннитов. Мы практикуем объединение дневного и предвечернего намаза (зухр и аср), поэтому часто бывает так, что, когда приходят молиться татары, азербайджанцы уже помолились, либо молятся позже. Свои религиозные мероприятия (Мавлид-байрам, День Ашура и др.) мы отмечаем отдельно, как уже говорилось выше, потому что проповеди я веду на азербайджанском языке в среде своей общины.

- Шиитская община Татарстана - это только азербайджанцы?

- Шииты Татарстана - это на 90 с лишним процентов азербайджанцы, но имеется небольшая группа таджиков из Узбекистана и Таджикистана и хазарейцы из Афганистана. Есть несколько татар, в основном это жены азербайджанцев, которые исповедуют шиизм, но прозелитизмом мы не занимаемся. Обратите внимание: проповеди и я, и мой отец ведем на азербайджанском языке, то есть мы не ставим своей задачей распространить шиизм среди других народов. Наша цель - духовное окормление своих соплеменников и защита их от влияния ваххабизма. Ваххабизм - это проблема и для шиизма в России. Ваххабиты сейчас хотят натравить суннитов на шиитов, сознательно их ссорят, специально находят какие-нибудь факты из истории, когда кто-то из шиитских деятелей плохо отозвался о ком-нибудь из суннитов, и на этой почве пытаются заявить, что шиизм - против суннизма. Но если даже кто-то из шиитских деятелей что-то там сказал, это же не значит, что весь шиизм против суннизма! Мы сейчас видим попытку ваххабитов натравить суфиев на шиитов в Дагестане. Если сейчас мы в Татарстане будем и дальше работать с азербайджанцами, то они не попадут под влияние ваххабизма.

- Вы поддерживаете отношения с главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде?

- Мы его очень хорошо знаем, и он знает нашу семью, уважает ее. Когда в декабре 2011 года он приезжал в Казань для участия в конференции "Ислам против терроризма", он отдельно встретился с азербайджанской общиной в мечети Марджани. Он тоже борется против ваххабизма.

- В Татарстане со стороны ваххабитов предпринимались антишиитские акции?

- Я слышал, что был скандал в Нижнекамске, где ваххабитами были выпущены видеодиски с лекциями террориста Саида Бурятского, где он оскорблял аятоллу Хомейни, изображая его педофилом. Тогда дипломаты из генерального консульства Ирана в Казани направили ноту протеста властям, после чего эта видеопродукция была изъята.

- Шиитов Татарстана очень часто считают проводниками интересов Ирана в Поволжье...

- Азербайджанцы традиционно исповедовали шиитский ислам, поэтому не стоит нас считать проводниками интересов Ирана. Шиитов почему-то всегда воспринимают как агентов Тегерана, но нужно понимать, что шиизм бывает разный. Между азербайджанским шиизмом, арабским (ливанско-иракским) и персидским существуют определенные различия, обусловленные национальными традициями их исповедующих народов. К примеру, в Казани мы приглашаем на наши религиозные шиитские мероприятия иранских дипломатов, они приходят, присутствуют, но ничего в нашей азербайджанской среде не пропагандируют.

- На Ваш взгляд, в России шииты как себя чувствуют?

- Мне нравится позиция российских властей, направленная на поддержку традиционных религий, а применительно к исламу - на поддержку традиционных для России течений ислама. Так и должно быть в любой стране, потому что традиционные религии всегда на защите интересов государства. Для миллионного азербайджанского населения России шиизм - в массе своей традиционное течение ислама. Мы все понимаем, что если в России не будет стабильности, то и во всем СНГ не будет стабильности. Не будет стабильности и в Азербайджане. Общими сейчас для российских мусульман и шиитов врагами являются ваххабизм, нурсизм и "Хизб ут-Тахрир". Такую же опасность они несут и для Азербайджана, и для России в целом. Поэтому только поддержка традиционных течений ислама поможет сохранить наши страны в мире и стабильности. (конец интервью)

P.S.
Верховный Аятолла Исламской республики Иран Али Хаминаи - этнический азербайджанец.
Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4013
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel

Share |

Влияние Исламской республики Иран на мусульман России

Сообщение ashdod » 03 окт 2012, 11:24

20 сентября 2012 года в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период».

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман выступил с докладом на тему «Иранское влияние на мусульман России». Татарский богослов начал с экскурса в историю, напомнив, что на территории Татарстана обнаружены эпитафии (надмогильные плиты), которые принадлежат шиитам, что говорит о проникновении еще во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды персидских купцов. Известный татарский теолог Шигабутдин Марджани (1818-1889) также активно контактировал с торговцами из Ирана, что даже давало повод недоброжелателям этого ученого упрекать его в шиитских взглядах.

Хотя сами иранцы любят заявлять, что исламская революция 1979 года повлияла на развал СССР, ее реальное влияние на развал страны можно считать преувеличением.

В постсоветский период до 1994 года иранского присутствия или попыток его закрепления в Поволжье не было. Лишь со второй половины 1990-х годов Тегеран начал активизировать свою внешнюю политику в отношении мусульман России. Видный иранский религиозный деятель аятолла Мухаммад Али Тасхири активно выступает за сближение мазхабов. Более того, он нередко выступает с весьма комплиментарными заявлениями в адрес христианства и конкретно – православия.

Поначалу свои интересы Иран стал лоббировать через Совет муфтиев России, однако, как считает Фарид Салман, со стороны его председателя Равиля Гайнетдина особых подвижек в этом отношении не было. За то активно к лоббированию иранских интересов подключился другой сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов, который подключил к этому ныне закрытое свое подмосковное медресе «Расуль Акрам». В информационном пространстве лоббистами Ирана выступают генеральный директор российского информационного агентства «Иран.ру» Раджаб Сафаров, президент российского общества «Ахлю Бейт» Муса Курбанов и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

Когда стоял вопрос об открытии второго консульства в России, то российский МИД предложил Тегерану выбрать тот город, в котором они захотят основать третье свое дипломатическое представительство после посольства в Москве и консульства в Астрахани (работает с 2001 года). Вместо Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, где больше всего проживает таджиков и азербайджанцев, иранцы выбрали почему-то именно Казань, где и было в 2007 году открыто Генеральное консульство Ирана. Свое влияние на мусульман России иранцы в основном распространяют через культурные и научно-образовательные проекты. С 2007 года в России функционирует иранский Фонд исследований исламской культуры в Санкт-Петербурге и издающий на русском языке многотомный тафсир (сборник толкований) «Свет Священного Корана», а также труды иранских авторов, в частности, Муртазу Мутаххари (1919-1979) и философский ежегодник «Ишрак» ( «Озарение»), выпускаемых издательством «Исток». Выпускаются также работы шиитских авторов на национальных языках в Дагестане и Татарстане.

«Российские мусульмане могут неоднократно общаться с иранцами как с дипломатами, так и с богословами, однако мы будем понимать, что перед нами – шииты, а мы – сунниты», — считает Фарид Салман, полагая, что шиитизация российских мусульман маловероятна. За то у шиитов можно взять на вооружение их труды, направленные против ваххабизма и перевести их на русский язык, тем более, такие попытки уже предпринимались. В 2004 году казанское издательство «Иман» выпустило на русском языке книгу иранского автора Ат-Табси Наджутдина «Ваххабизм: притязания и опровержения», в 2010 году книгу Джафара ас-Субхани «Кривое зеркало ваххабизма».

Фарид Салман вспоминал, что в 1998 году при открытии Российского исламского университета в Казани тогдашним муфтием и ректором Гусманом Исхаковым иранцам была продана образовательная программа этого вуза за смешную сумму – 300 долларов. Однако последний вскоре стал получать деньги от арабских стран, плативших больше, и иранское влияние в мусульманские образовательные учреждения Татарстана не проникло. Впрочем, проникло саудовское, что совершенно не радует.

Сам мусульманский богослов призвал различать разные формы шиизма. Так, иранский и арабский (иракско-ливанский) варианты шиизма отличаются фундаментализмом, в то время как азербайджанский шиизм, пропагандируемый главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде, является более умеренным, выступает за сближение с суннизмом и уважительное отношение к другим конфессиям.

В России шиитский фактор в основном представлен в деятельности азербайджанских общин. Однако в их среду проникает ваххабизм, что можно наблюдать в районе Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ). И если шииты будут грамотно работать в среде азербайджанцев, то влияние ваххабизма там снизится.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов остановился на деятельности иранских спецслужб в Татарстане. Эксперт напомнил, что еще в 1998 году на собрании профкома Казанского медицинского университета ректорат публично озвучивал такие факты, что в среде ливанских студентов, учившихся в этом вузе, были члены «Хезболлы». По словам Василия Иванова, иранцы работают в Казани с диаспорами, причем одной из таких является афганская община. Афганцы в Татарстане представлены двумя этническими группами – пуштунами и хазарейцами (потомки монголов, переселившихся на территорию Афганистана во время похода Чингисхана, и принявшие шиитскую форму ислама). Афганская диаспора в Казани стала формироваться с конца 1980-х годов (это те афганцы, что воевали на стороне советских войск, и вынуждены были после 1989 года покинуть свою родину). С хазарейцами, которые заняты в розничной торговле на городских рынках Казани, иранцы и работают, вступая с ними в контакт под видом журналистов, расспрашивая у них нужную информацию и нередко вербуя их.

Преподаватель Самарского государственного университета Евгения Гусева рассказала о деятельности шиитской общины в Самарской области. По словам религиоведа, в Чапаевске (пригород Самары) азербайджанцы построили свою мечеть, имеющую автономный от Духовного управления мусульман Самарской области статус. Большинство азербайджанцев-шиитов имеют русских жен. Сами шииты, по словам Евгении Гусевой, выступают против ваххабизма. В их среде работают и те, кто учился в религиозных вузах Ирана. Нередко саму мечеть посещают гости из Ирана.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Религиозно-политическое присутствие Ирана в Татарстане». Эксперт отметил, что исламская революция в Иране в 1979 году имела лишь косвенное влияние на мусульман Поволжья. Например, ныне покойный богослов Валиулла Якупов объяснял именно этим тот факт, что в 1980 году муфтий Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Габдулбари Исаев был отправлен на покой (хотя умер он в 1986 году), а на его место избирается молодой и энергичный 32-летний Талгат Таджуддин. Определённая небольшая группа татар обучалась в 1979 году в Бухарском медресе, один из которых Камиль Бикчентаев, ныне работающий имамом Казанской мечети «Султан» вспоминал, что среди шакирдов было обсуждение исламской революции в Иране, давалась ей положительная характеристика. В начале 1990-х годов в условиях дефицита мусульманской религиозной литературы иранское посольство присыла много переведенных на русский язык исламских книг в Татарстан. В 1994 году в Баку была издана на русском языке книга Мусави Лари «Западная цивилизация глазами мусульманина», которая распространялась и в Татарстане (в 2003 году ее перевели на татарский язык). Впоследствии несколько работ иранских богословов выходило в казанском издательстве «Иман»: в 1992 году вышел на русском языке Али Мухаммада Накави «Ислам и национализм», а также «Завещание» аятоллы Хомейни на татарском языке. Впрочем, это издательство выпускало и критические в адрес шиизма работы, например, в 2003 году на русском языке вышло сочинение татарского богослова Джаруллы Мусы Бигиева (1875-1949) «Критика шиитских воззрений». Правда, через три года в 2006 году была издана книга шиитского автора Абдулхусейна Мавсуви «Ответы на вопросы Джаруллы (Бигиева)».

Раис Сулейманов рассказал, что иранцы очень хотели построить шиитскую мечеть в Казани, однако против этого были, в первую очередь, настроены светские власти региона, вполне резонно считавшие, что это будет способствовать усилению религиозного влияния в Татарстане. Шииты в республике представлены азербайджанцами (98%) и небольшой группой таджиков из Узбекистана и Таджикистана, а также упоминавшимися выше харезмийцами из Афганистана. Духовным лидером азербайджанской диаспоры является 64-летний Иса Аскеров (Аскерзаде), уроженец г.Масаллы на юго-востоке Азербайджана и его сын Фариз Аскеров, больше десяти лет учившийся в Куме (Иран), который написал по приезду в Казань в 2007 году две книги «Акыда ва Амал» ( «Вероубеждение и действие», 2007) и «Секты раскола» (2011) на азербайджанском языке (последняя переведена на русский); последняя направлена против ваххабизма. Шииты собираются на свои религиозные мероприятия в казанских мечетях «Нурулла» и «Закабанная», нередко арендуют под это конференц-залы гостиниц. Среди татар шиизм мало распространен, за исключением жен азербайджанцев. Сами азербайджанские шииты не стремятся к прозелитизму. В Чистополе (город в 135 км от Казани) со стороны таджиков-шиитов была осуществлена попытка рейдерского захвата мечетей «Нур» и «Анас».

Экономические отношения Ирана с Татарстаном пока не могут похвастаться большим торговым оборотом. Несмотря на поездки и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева (в ноябре 1996 года) и нынешнего главы республики Рустама Минниханова (в декабре 2011 года) в Иран и визит президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами (в марте 2001 года) в Казань, экономические отношения оставляют желать лучшего. Ежегодный внешнеторговый оборот Татарстана и Ирана не превышает 30 млн. долларов (для сравнения: с Турцией этот показатель составляет 1,3 млрд. долларов). Неудивительно, что в Турцию главы Татарстана ездили гораздо чаще, чем в Иран. Именно этим и объясняется публичная активность в Казани иранских консулов Реза Багбана Кондори (занимал пост с 2007 по 2011 годы) и Расула Шаяна (с 2011 года и по настоящее время), цель которых компенсировать работу диппредставительства, которое не может похвастаться прорывом в экономических отношениях. Иранские дипломаты охотно принимают участие практически в любых культурных и научно-образовательных мероприятиях: от выставок картин до оглашения приветствий на научных форумах и фестивалей кино. К примеру, турецких консулов бывает крайне сложно пригласить на какую-нибудь научную конференцию, поскольку те больше концентрируют внимание на экономических проектах.

Иранцы активно стараются внести в общественно-политический дискурс Татарстана антиизраильские настроения, пропагандируя идеи исламской революции. «Однако это им не удается (ой ли! ashdod), потому что антисемитизм, за исключением некоторых совершенно неадекватных персонажей, в массе своей среди татар не распространен, поэтому иранские дипломаты больше отдают предпочтения гуманитарным проектам: в области культуры, науки и образования», — заявил Раис Сулейманов, рассказав как факт про попытку прежнего иранского консула Кондори сагитировать журналистов татарских изданий на публикацию статей, посвященных палестинской тематике с апологетикой ХАМАСа, на что татарские журналисты согласились было это делать, но с условием проплаты подобных материалов, чем, мягко говоря, обескуражили иранских дипломатов, наивно полагавших, что татарские журналисты проявят общемусульманскую солидарность, которая подразумевает бескорыстность.

Эпохальной можно назвать проведение в феврале 2010 года в Казанском университете научной конференции «Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы», на которой раздавались сборник избранных речей нынешнего иранского президента Махмуда Ахмадинежада, изданный на русском языке специально к этому мероприятию. При этом эксперт отметил, что иранистика как перспективное направление в востоковедении в Казани развивается не столь стремительно, как того хотелось бы: наряду с открытым в 2008 году Центром иранистики в Институте истории Академии наук Татарстана (директор – Алсу Арсланова), существующим с 2005 года Поволжским межрегиональным центром иранистики в Казанском университете (руководитель – Рамиль Юзмухаметов) и Центром персидского языка в Российском исламском университете (преподаватели Мехди Вахеди и Сирус Борзу) специалистов по современному Ирану в Казани крайне мало: казанские иранисты преимущественно занимаются изучением рукописей на персидском языке, хранящимися в библиотеках Татарстана. Определенные надежды подавал Исмагил Гибадуллин, защитивший диссертацию по одному из идеологов исламской революции 1979 года Муртазе Мутаххари, однако он переехал работать в Москву, где является редактором и переводчиком в представительстве иранского университета «Аль-Мустафа» в России (им подготовлены на русском языке книги Алирезы Арафи «Фикх образования» и «История образования в Исламе» Хасана Хосейнзаде Шанечи).

Одним из лоббистов Ирана в регионе можно считать президента Академии наук Татарстана Ахмет Мазгаров, имеющий по нефтехимической отрасли связи с Ираном, а также иранцы работают с женскими мусульманскими организациями Казани – Союзом мусульманок Татарстана (лидер – Наиля Зиганшина) и организацией «Муслима» (лидер – Альмира Адиятуллина), которым были организованы за счет иранской стороны поездки в Тегеран, после чего ими были в Татарстане проведены ответные вечера с участием жен иранских дипломатов.

Диктовать свою позицию иранцы могут и дипломатическими способами. Так, например, в 2008 году в Нижнекамске ваххабитами были выпущены видео-диски с лекциями террориста Саида Бурятского, в которых тот сравнил аятоллу Хомейни и вообще шиитов с педофилами (на видео были изображены религиозные иранцы, целующие подростков в губы). Тогда иранские дипломаты направили ноту протеста, и видео-диски были изъяты из продажи. Другой случай имел место быть в 2010 году, когда в Казанском университете планировалось провести конференцию «Восприятие Холокоста в мусульманском мире». По задумке организаторов, она должна была продемонстрировать, что не все мусульмане согласны с позицией президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, отрицающего факт геноцида евреев в годы Второй мировой войны. Иранское консульство и здесь же направило ноту протеста в республиканские органы власти. Чтобы не доводить ситуацию до международного скандала, власти запретили проводить научную конференцию. Как видим, пока влияние иранцев в Татарстане ограничивается сугубо дипломатическими механизмами, с которыми региональное руководство вынуждено считаться.

Но наибольшее опасение у Раиса Сулейманова вызывает предстоящий визит на учебу в Казанский федеральный университет 500 иранских студентов. В 2011 году в вузах Татарстана обучалось всего 36 студентов, то теперь по выигранному гранту КФУ в Казань приедут учиться полтысячи иранцев. «Приезжает не пять и не пятьдесят, а 500 религиозно мотивированных учащихся, за деятельностью которых никто следить не будет», — отметил эксперт. По его словам, управление международных связей университета не знает даже, где проживают иностранные студенты — в общежитии или на частных квартирах, чем они занимаются в свободное время, участвуют ли в религиозных мероприятиях. «Если от нескольких десятков ливанских студентов Казанского медуниверситета, учившихся в 1990-е годы, нам достался арабский проповедник Камаль аль-Зант, чьи религиозные книги были признаны ДУМ Татарстана не соответствующими традиционному для татар исламу, то что будет, когда в Казани станут жить полтысячи иранцев?» — задается вопросом Раис Сулейманов.

Подводя итог работе Казанского экспертного клуба РИСИ, его участники отметили, что более серьезно стоит относиться к влиянию Турции и арабских стран (в первую очередь, Саудовской Аравии, Катара и Кувейта) на мусульман Татарстана, чем к попыткам религиозной экспансии Ирана, что пока не сильно ему это удается: уж слишком шиизм чужд татарам и башкирам, поэтому и шиитизация их маловероятна. Впрочем, терять бдительность не стоит, потому что влияние может идти не только по религиозной линии.

http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/312/
http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/13/314/
Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4013
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel

Share |

Евреи и тюрки: что общего и "как это сломать?"

Сообщение ashdod » 03 окт 2012, 14:32

Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4013
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel


Вернуться в Арабистика-востоковедение (лекции и статьи)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron