Иордания, Израиль и палестинцы (Мордехай Кейдар)

Переводы статей и видео-лекции

Модератор: ashdod

Share |

Иордания, Израиль и палестинцы (Мордехай Кейдар)

Сообщение ashdod » 25 мар 2012, 22:08

Изображение
автор: д-р Мордехай Кейдар

1. Иорданцы и палестинцы (оригинал статьи, перевод с иврита В.Катсон)

C тех пор как появилось Королевство Иордания, оно страдает раздвоением личности из-за двойной самоидентификации - иорданской и палестинской, сросшихся как сиамские близнецы ненавидящие друг-друга и не имеющие возможности разделиться.
В то время как большинство граждан Королевства называют себя "палестинцами", государство в котором они живут - "иорданское".
Как же они должны воспринимать это государство - как своё или как чужеродное?

Истоки этой проблемы заключаются в том, что Королевство Иордания взросло не на собственных исторических корнях, а стало продуктом британского колониализма, унаследовавшего Османскую империю в конце Первой мировой войны. Британцы поначалу назвали территорию нынешнего Королевства "эмиратом заиорданья" ("אמירות עבר הירדן"), не сумев подобрать более лучшего, аутентичного названия для куска территории "а-Шам" (Левант).

ash-Sham-Levant.gif
ash-Sham-Levant.gif (13.46 Кб) Просмотров: 10894

До британского колониального мандата, Иордании как государства или как страны не существовало никогда в истории, в отличие например от Египта. Поэтому у иорданской власти не было никогда своих местных государственных элит.

Руководить "эмиратом заиорданья" британцы назначили сына шерифа Мекки Абдаллу ибн Хусейна, несмотря на то, что местное население не считало Абдаллу своим, ведь тот родился за сотни километров к югу от Иордании. Это стало причиной того, что власть в Иордании воспринимается большинством местного населения как нелегитимная, вплоть до сегодняшнего дня.

В культурном плане население Иордании делится на две основные части: бедуины, с одной стороны, с другой - земледельцы и городске жители.

В период когда британский мандат распространялся на всю территорию "Палестины - Эрец-Исраэль", до выделения из неё "эмиратов заиорданья", обе группы назывались "палестинцами", поскольку являлись жителями всей подмандатной территории. После учреждения британцами "эмиратов заиорданья" местные бедуинские кланы признали Абдаллу ибн Хусейна своим правителем, став социальной опорой королевской власти. Зато жители деревень и городов "эмиратов" отнеслись к Абдалле как к чужаку из Мекки, как к британскому ставленнику получившему "джоб" (синекуру).

Таким образом, бедуины самоидентифицировали себя с "эмиратом заиорданья", а с 1946 года с Иорданским хашемитским Королевством, в то время как жители иорданских городов и деревень продолжали называть себя "палестинцами". У многих из них по другую сторону реки Иордан остались родственники и привязанность к знакомым местам, от которых они не хотели отказываться.

Во время войны 1948 года в Иорданию бежали несколько сотен тысяч арабов, большинство из которых осели в лагерях для беженцев. В последующие годы, в основном в результате Шестидневной войны 1967 года, в Иорданию бежали ещё сотни тысяч арабов. Все они вместе взятые считаются в Иордании отдельным видом палестинцев - "палестинцами западной Палестины".

Общее количество "палестинцев" составляет в Иордании 70% . Однако иорданцы утверждают, что "палестинцы" не превышают и трети населения в Иорданском Королевстве.

Самой насущной задачей королевской власти была и остается - объединение двух основных частей населения: бедуинов и "палестинцев".

Эта задача в последние годы оформилась в лозунг: "Иордания прежде!" . Это значит, что каждый житель Иордании обязан идентифицировать себя с иорданской государственностью, общей для всех, стоящей выше культурных различий и различий в традициях. Но, пока король и лояльная ему часть общества твердят об иорданском "святом единстве", "палестинцы" говорят о том, что они чувствуют себя вытесненными на обочину государственной жизни. Эти чувства проистекают из того факта, что большинство государственных должностей в иорданском королевстве отдано в руки бедуинов, в то время как "палестинцам" не дают добраться до рычагов государственной власти. В результате "палестинцы" представляют собой частный сектор королевства - торговцы, частные подрядчики, люди свободных профессий, люди с академическим образованием. А бедуины занимают посты офицеров в армии, в полиции, в "мухабарат" (службе внутренней безопасности).

2. Или Хусейн или Арафат

С течением времени и ходом истории изменялись и отношения между Иорданией и палестинцами живущими на её территории.

Первым значительным событием стала оккупация Иорданией западного берега реки Иордан в 1948 году, не получившая международного признания (за исключением Британии и Пакистана). Жители "западного берега" получили иорданское гражданство в результате оккупации, но отношение к ним бедуинской власти было отчужденным и враждебным: тот кто осмеливался говорить о палестинской самоидентификации - рисковал жизнью.

Вторым событием стало убийство в 1951-ом году Абдаллы ибн Хусейна у входа в иерусалимскую мечеть "аль-Акса". Мотивом убийства послужили разговоры о том, что Абдалла ведет переговоры с сионистами, и что он готов без проблем уступить им западную Палестину для создания еврейского государства.

Третьим событием стал успех Израиля в освобождении Иудеи и Самарии ("западного берега") в Шестидневной войне 1967 года. С тех пор появилась теория конспирации о том, что иорданская власть уступила территории евреям потому, что не была заинтересована в палестинских гражданах.

Четвертым событием стал разрыв связей в 1988 году между Иорданией и западным берегом, как результат начала первой палестинской интифады. Иорданская власть отменила иорданское гражданство для жителей Иудеи и Самарии, создав ситуацию при которой большинство жителей Иудеи и Самарии стали людьми вообще без какого-либо гражданства. Это событие ещё больше укрепило подозрения палестинцев. Они полагали, что власти Иордании избавились от палестинских граждан чтобы изменить ситуацию в королевстве в пользу бедуинов.

Ещё одной горячей темой, усугубляющей отношения между палестинцами и иорданской властью, является вопрос о праве на гражданство и праве на возвращение. Понятно, что каждый человек заинтересован в получении гражданства того государства в котором он проживает. Гражданство предоставляет постоянный статус жителя, гарантирует получение базисных услуг, таких как выдача паспорта, образование, трудоустройство, здравоохранение, страхование, пенсия. Но, для палестинцев получение иорданского гражданства означает потерю статуса беженцев, а значит и потерю права на возвращение в Палестину.
Тема эта получила развитие в 1994 году, после подписания мирного договора между Израилем и Иорданией. Иордания признала государство Израиль без всякого встречного требования о признании права палестинских беженцев на возвращение в Иудею и Самарию. Большинство палестинцев убеждено, что если они примут иорданское гражданство, то это послужит интересам Израиля, а иорданская власть таким образом положит конец проблеме палестинских беженцев, что нанесёт ущерб интересам палестинского народа.

На протяжении последних 50 лет, с тех пор как была основана Организация Освобождения Палестины, отношения между ней и иорданской властью были похожи на игру в "кошки - мышки". ООП всегда заявляла, что является единственным законным представителем всего палестинского народа во всём мире, в том числе и палестинцев граждан Иордании. По этой самой причине Король Хусейн постоянно подозревал ООП в стремлении подорвать его собственную власть над иорданскими палестинцами и в подстрекательстве их против королевского двора.
Противостояние дошло до точки кипения в сентябре 1970-го, когда ООП захватила обширные территории на севере Иордании, превратив их в палестинскую милитаризованную автономию. ООП утверждала что нуждается в этих территориях для ведения борьбы против Израиля, который тремя годами раньше выдавил её из Иудеи и Самарии.

Однако Король Хусейн считал, что борьба ООП против Израиля - это только часть более общей картины, другой составляющей была претензия ООП на власть в северной части королевства, населенной преимущественно палестинцами.
В сложившейся ситуации король Хусейн объявил карательный поход против ООП, в результате которого 20 тысяч палестинцев были жестоко убиты. Это кровавое событие (черный сентябрь) существенно изменило баланс сил в пользу Иордании, об этом и сегодня хорошо помнят обе стороны.

Мир с Израилем большинство палестинцев Иордании восприняли как нелигитимный шаг. Они считают подписание мирного договора с Израилем (1994) личным делом короля Иордании, получившего от этого свои выгоды - поддержку Израиля и США против внешней угрозы исходящей от ближайших арабских соседей - Сирии Хафиза Асада с севера, и от Ирака Саддама Хусейна с востока. Палестинцы видят в мирном договоре с Израилем предательство своих интересов, так как этот договор не предусматривает никаких подвижек в палестинском вопросе, в отличие например от кемп-девидских соглашений 1978 года между Бегином и Садатом, в которых прямым текстом говорится о создании палестинской автономии.

Более того, палестинцы усмотрели в подписании мира с Израилем, желание короля Хусейна получить официальное признание легитимности иорданской власти со стороны израильтян, чтобы положить конец их разговорам, Ариеля Шарона например, о том что Иордания - это палестинское государство.

Внутренний раскол палестинцев стал ещё одним источником ухудшения отношений между ООП и королевской властью в Иордании. С тех пор как ХАМАС получил большинство мест в палестинском парламенте на выборах 2006 года, люди из ООП жалуются что Иордания теперь смотрит больше в сторону ХАМАСа, а не ООП, и объясняют это несколькими причинами.

Причина первая - близость бедуинской культуры с культурой ХАМАСа, так как значительная часть населения Газы имеет бедуинское происхождение.
Причина вторая - ХАМАС является восходящей силой палестинцев, а ООП уступает свои позиции. Иорданцы предпочитают строить отношения с лидерами завтрашнего дня, а не с политиками чья звезда заходит.
Причина третья - желание короля Абдаллы умиротворить иорданских "братьев мусульман", которые приходятся идеологическими братьями ХАМАСу.

Руководство ООП уже нашло пути как нашептать на ухо своим сторонникам в Иордании о своем недовольстве связью королевской власти с ХАМАСом.

Еще одной проблемой, углубляющей вражду межу иорданской властью и палестинцами является жалоба последних о том, что их вытесняют в Иордании на обочину жизни. Палестинцев нет на высоких этажах власти, где принимаются решения, они не занимают должностей в армии, полиции, службах безопасности и разведке. Их мало в политическом руководстве. Система выборов в Иордании построена так, что количество палестинских представителей в парламенте не соответствует количеству палестинского населения. Избирательная система дискриминирует палестинцев в пользу бедуинов. Распределение правительством рабочих мест осуществляется в пользу бедуинов. Преимущество в первую очередь получают бедуины с университетским образованием. Палестинцев заподозренных в антигосударственной деятельности, в большинстве случаев, власти лишают гражданства. Возможность обжаловать - ограничена. Решения власти принимают произвольные, возмутительные и нет для палестинцев в иорданском королевстве никакого спасения.

3. "Горящая картофелина"

Недовольство палестинцев Иордании "жизнью на обочине" подвигло их в последний год, год "арабской весны", на разговоры об "альтернативной родине". Недавно такие разговоры строго осуждались, потому что их вели израильтяне, смотревшие на Иорданию как на палестинское государство. Сегодня уже сами палестинцы обсуждают ситуацию, при которой север Иордании, густо ими заселенный, превратится в палестинскую автономию или даже получит независимость. Они не связывают это с тем, что происходит на другом берегу реки Иордан между Израилем и палестинцами Иудеи, Самарии и Газы. Даже если на западном берегу будет создано палестинское государство - говорят они - это никак не решит проблему палестинских граждан Иордании. Поэтому решение своей проблемы они видят в создании палестинского государства на территории Иордании.

Участившиеся встречи Абдаллы с президентом США Бараком Обамой свидетельствуют о растущей озабоченности иорданского короля. Но если отец Абдаллы, король Хусейн, боролся всеми силами против создания на "западном берегу" палестинского государства, видя в нем угрозу Иордании, то Абдалла наоборот, пытается давить на США чтобы те повлияли на Израиль с целью скорейшего создания на "западном берегу" палестинского государства. Для чего это нужно Абдалле? Чтобы он смог сказать недовольным палестинцам живущим в Иордании, что они могут убираться на другой берег в своё национальное палестинское государство.

Ситуация теперь выглядит так, как будто началось соревнование между Иорданией и Израилем за то, кто не даст палестинцам создать палестинское государство на своей территории и кто сумеет перебросить "горящую картофелину" (палестинское государство) со своей территории на территорию другого государства.

Есть определенное сходство между требованиями иорданских палестинцев и требованиями израильских арабов, в основном галилейских.
Израильские арабы заявляют, что создание в Иудее и Самарии палестинского государства не решит проблему "ущемляемого в еврейском государстве палестинского меншинства", и поэтому им нужна автономия, или даже полная самостоятельность в Галилее, где они - подавляющее большинство.

Израиль категорически отвергает это требование израильских арабов. Позиция Иордании не намного отличается от израильской по отношению к требованиям иорданских палестинцев. Но есть и разница. В Иордании палестинцы - подавляющее большинство, а в Израиле арабы (включая бедуинов) составляют пятую часть граждан страны.

Ситуация в Иордании взрывоопасна. За последний год король начал терять авторитет и среди бедуинской части населения, традиционного оплота хашемитской власти. Абдалла, как видно, не обладает политическими талантами своего отца, его попытки умиротворить палестинцев не находят понимания со стороны бедуинов. Бедуинам это не нравится. Экономическая ситуация и рост безработицы в стране также не добавляют авторитета королевской власти. Чем слабее становится положение короля, тем громче раздаются голоса палестинцев призывающих свергнуть власть в Иордании по примеру Туниса, Ливии, Египта, Йемена и Сирии. Именно такое поведение общества стало характерным для всего арабского мира за последний год.

У палестинцев Иордании накопилось достаточно негодования против власти короля, и очень может быть, что волны "арабской весны" вынесут их из тихих учреждений и частных офисов на шумные митинги уличных протестов, переходящих в кровопролитие, а потом.. никто не знает что потом, чем и когда это закончится.

Палестинская идея "альтернативной родины" вызывает судорожную холодную дрожь у Абдаллы, короля Иордании, и его бедуинского окружения. Им нечего сегодня противопоставить ей. Если эта идея вырвется на улицы, то он (король) и они (его окружение) окажутся в ситуации Хусни Мубарака в лучшем случае, или в худшем случае - в ситуации Муамара Каддафи.

В кланово-родовом обществе, таком как в Иордании, общественные волнения очень быстро скатываются к тяжелому насилию. И тогда на улицах Иордании может повториться ситуация подобная сирийскому кровопролитию, которое длится уже целый год.

автор: д-р Мордехай Кейдар


Amman_2..jpg
Amman_2..jpg (293.34 Кб) Просмотров: 10868
Амман - столица Иорданского хашемитского Королевства.

Amman_1..jpg
Amman_1..jpg (353.24 Кб) Просмотров: 10868
Иорданский государственный флаг над Амманом.

Royal-Jordanian-Air-Force.jpg
Royal-Jordanian-Air-Force.jpg (304.2 Кб) Просмотров: 10867
Королевские военно-воздушные силы Иордании.

kings_of_Jarden.jpg
kings_of_Jarden.jpg (91.19 Кб) Просмотров: 10868
Три короля. Династия иорданских королей: Абдалла-I ибн Хусейн, затем его внук Хуссейн-I ибн Талал, и нынешний Адбалла-II ибн Хуссейн.

_____________________________________________________________________________________________
Ещё по теме: На иорданской границе - Наhараим
Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel

Вернуться в Арабистика-востоковедение (лекции и статьи)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron