Исламисты в Газе и на Западном Берегу

Переводы статей и видео-лекции

Модератор: ashdod

Share |

Исламисты в Газе и на Западном Берегу

Сообщение ashdod » 27 сен 2010, 11:10

Часть 1

автор: shawaka 25/9/2010

Исламский фундаментализм на Западном Берегу и в Газе берет свое начало от организации в Египте движения «Исламское Братство» в марте 1928 года. «Исламское Братство» можно считать первым исламским движением фундаменталистского толка на Ближнем Востоке в новейшей истории. Цель, которую преследовало «Братство» - была постройка исламского общества, которое бы жило ТОЛЬКО на основании принципов, изложенных в исламском праве – «Шариа».


В Палестину (в том числе и в Газу) «Исламское Братство» пришло в 1935 году, когда брат основателя этого движения Абд аль-Рахман аль-Банна встретился в Иерусалиме с главным иерусалимским муфтием и Председателем Высшего Исламского Совета, Хадж Амин аль-Хуссейни. Считается, что на этой встрече обговаривались вопросы создания исламского государства, где главенствующую роль будет играть ни королевская кровь, ни государство по образу военной хунты, ни про-западная демократия, а чисто исламское государство, фундамент которого будет ислам и ислам только. Таким образом, границы этого государства не будут предопределятся политико-административными границами государств региона того времени, а будет нечто на подобии Оттоманской империи – многонационального государства, где скрепляющим «клеем» была единая религия – ислам. Таким образом, такое видение будущего региона, не могло не представлять угрозы существовавшим тогда государствам, в особенности Египту и Трансиордании.


Во время палестинского восстания в 1936 году, египетские «Исламское Братство» вело пропагандистскую работу в пользу палестинцев. Они создали Центральный Коммитет Помощи Палестине во главе с основателем «Братства» - Хасаном аль-Банна. Коммитет также организовывал митинги и демонстрации на улицах городов с требованием прекратить британскую оккупацию Палестины и о предоставлении территории проживавшим там арабам – палестинцам. Была также организована специальная группа, которая разъясняла суть «палестинского вопроса» студентам египетских ВУЗов, а также группа членов «Исламского Братства», которая принимала участие в вооруженных нападениях на еврейские поселения и собственность, в ходе беспорядков 1936 года.


После окончания Второй мировой войны, цели посылки представителей «Братства» в Палестину были следующими: «даува» (призыв к исламу); оппозиция сионизму и еврейской эммиграции в Палестину из Европы, а также организация и подготовка палестинских скаутских отрядов, которые в последствии становились более-менее сплоченными, и подготовленными вооруженными террористическими группировками.


На момент начала Войны за Независимость Израиля в 1948 году, ряды «Исламского Братства», состоявших из добровольцев из Египта, Иордании, Сирии и самой Палестины, насчитывали около 1500 человек.


Правительство Египта не поддерживало деятельность «Исламского Братства», так как в правительстве опасались, что эта группировка, получив необходимую подготовку, вооружение и аммуницию, может использовать ситуацию в своих интересах, и просто напросто свергнуть существующий режим в Египте. Тем не менее, «Братство» продолжало принимать в свои ряды добровольцев, правда, уже в гораздо меньших количествах. Общество маскировало свою деятельность организацией научных экспедиций в пустыню на Синай. Некоторые добровольцы отправлялись в Палестину по морю через Сирию.


Позже, непосредственно перед началом войны 1948года, египетское правительство поменяло свое отношение к «Браству». В марте 1948 года правительством Египта было заявлено о его желании и готовности помочь «Исламскому Братству» в подготовке добровольцев, и в их вооружении для ведения «джихада» в Палестине. Было открыто две тренеровочных базы; одна в Накстабе, возле Суэцкого канала, а вторая у границы с Ливией, в районе Марса Матрух. В руководстве баз и непосредственно в организации и ведении подготовки были задействованы офицеры регулярной египетской армии. Несмотря на то, что члены «Братства» не смогли продолжать «джихад» в Палестине, после победы Израиля в войне 1948 года, существуют источники, в которых сообщается, что именно усилиями членов «Братства», Египет был втянут в войну с молодым еврейским государством в мае 1948 года. (Источник: Elie Kedourie and Sylvia G. Haim "Zionism and Arabism in Palestine and Israel" (London: Frank Cass, 1982) p.107.)


В секторе Газа, «Исламское Братство» было исключительно популярно благодаря тому, что его члены принимали самое активное участие в «Палестинской войне» 1948 года, как называют иногда Войну за Независимость Израиля, в некоторых арабских странах. Как результат этой популярности, много палестинской молодежи Газы вступали в ряды добровольческого батальона «Братства». Жители Газы, которые работали в египетских военных лагерях в близлежащих районах Рафиаха и аль-Ариша, подвергались воздействию египетских офицеров и солдат, коорые были членами общества. Египетские офицеры, во главе с Абд аль-Муним Абд аль-Рауфом, который являлся также членом руководства «Исламского Братства», пытались организовать ячейки «Братства» среди палестинских рабочих. Условия для осуществления такого мероприятя были самые подходящие – «Исламское Братство» пользовалось огромной симпатией и любовью среди населения сектора. Среди первых рекрутов «Братства» в Газе были Мухаммад Абу-Зейду, Осман Абу-Зейду, Муса Субейта, Фахим Сакр и Айш Амира.


Распространение идей «Братства» и увеличение его численности среди различных сегментов населения привело к формированию полноценной организационной структуры; первое отделение «Братства», организованное в Газе, возглавил Айш Амира. Это отделение было подобно другим отделениям, уже организованным в Хайфе и Иерусалиме еще в 30-х годах. Когда же деятельность «Братства» была запрещена египетским правительством в 1949 году, верховное руководство движения решило превратить отделение в Газе в религиозный образовательный центр – «Жамаат аль- Тавхид» (Общество Консолидации).


Июльская революция в Египте в 1952 году стала поворотным пунктом в отношениях «Исламского Братства» с широкими массами. Лидеры «Братства» были в хороших отношениях со «Свободными офицерами», свергнувшими короля Фарука Первого и закончившими монархическое правление в Египте. Отношения между ними постоянно улучшались, и в конце концов, начали даже говорить об «Исламском Братстве», как о «партии правительства».


После египетской революции 1952 года, официальная религиозная миссия «Миссия Наставления и Руководства» была послана из Каира в Газу. В состав этой миссии входили видные деятели руководства «Братства», такие как Шейх Мухаммад аль-Газали и Шейх Мухаммад аль-Абасири. Кроме своей работы, как религиозные деятели, члены этой миссии выполняли функции связных между Обществом «Исламское Братство» в Египте и сектором Газа.


Отношения между руководством «Братства» в Египте и революционным правительством Насера испортились в 1954 году, после того, как правительство Египта одобрило британско-египетское соглашение о зоне Суэцкого канала, которое предусматривало эвакуацию войск Британии в течение 20 месяцев со дня его подписания. «Братство» было в опозиции к этому соглашению, считая, что в нем ущемляются права Египта. Затем было неудачное покушение на жизнь Насера и «Исламское Братство» было обвинено в соучастии в покушении. «Братство» было запрещено как в Египте, так и в Газе. В результате запрещения, деятельность общества начало носить подпольный, секретный характер. Такой поворот событий и обстановка, в которой пришлось осуществлять «Братству» свою деятельность, сильно повлияло на их позиции в секторе Газа.


До запрета, в 1954 году, «Исламское Братство» насчитывало более тысячи членов в секторе Газа, большинство из которых являлись студентами средних школ в различных лагерях беженцев, так как в среде беженцев «Братство» сосредотачивало свою работу, находя там благодатную почву для распространения своей идеологии. Также большое количество членов были из среды студентов, учащихся в ВУЗах Египта. Руководство Лиги Палестинских Студентов сплошь состояла из членов «Братства», либо из людей, симпатизировавших этому движению. Одним из самых знаменитых членов руководства Лиги был Ясер Арафат, которого даже ошибочно принимали за члена «Исламского Братства».


Сравнительно с другими группировками, «Исламское Братство» имело больше источников финансирования. Из-за тяжелого экономического положения в секторе Газа, «Исламское Братство» получало дотации из центра в Египте и от индивидуальных доноров из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. «Исламское Братство» установило теплые отношения с Саудовской королевской семьей.


Пик политической активности «Братства» пришелся на период после их запрещения, на 1955 год, когда «Братство» вместе с другими политическими группами учавствовали в демонстрациях протеста против переселения палестинских беженцев из сектора Газа в Синайскую пустыню. Правительство Египта, которое инициировало этот план, отступило от своих намерений именно из-за сильного общественного давления, в котором не малую роль сыграло и «Исламское Братство».


Египетская администранция сектора Газа и «Исламское Братство» находились в плохих отношениях вплоть до войны 1967 года. Каждый раз, когда члены «Братства» в Египте подвергались новым волнам преследования, или ограничениям, страдали и члены «Братства» в секторе Газа. А после попытки «Братства» устроить переворот и захватить власть в Египте в 1965 году, члены организации подверглись самым массовым арастам со стороны египетских властей. Была арестована вся верхушка организации в Египте и в секторе, среди арестованных был также и будущий глава ХАМАСа Ахмед Ясин.


Не смотря на достаточную популярность в народе, неблагоприятные условия и трудности работы в подполье повлияли на кадры организации, на их количество и качество. После начала гонений на членов «Исламского Братства», его члены начали искать убежище, котрое они и нашли вскоре в Саудовской Аравии и в некоторых других странах Персидского залива. По существу, со второй половины 50-х годов и до 67 года, в результате запрета на деятельность со стороны правительств Египта и Иордании, «Исламское Братсво» практически прекратило свое существование и все виды политической активности. Тем не менее, видные члены организации, таие как Шейх Хашим аль-Хузундар, Сакид аль-Музейни и некоторые другие, продолжали представлять «Братство», но это представительство было скорее чисто номинальным.


Между 1948 и 1967 годами, в секторе Газа возникли несколько новых политических организаций, такие как Коммунисты Газы, пан-арабисты, партия Баас и Арабское Национальное Движение.


Партия Баас и Арабское Национальное Движение даже поддерживались правительством Насера из Каира, к ним была также благосклонна египетская администрация сектора Газы. Во второй половине 50-х годов начало также формироваться движение ФАТАХ. С возникновением различных политических партий и течений, народная поддержка теперь не была направлена только на «Исламское Братство» и коммунистов, как это было раньше.


С 1958 по 1967 годы «Братство» неуклонно теряло свои позиции на Западном Берегу и особенно в Газе в связи с возрастающей волной арабского национализма и антиимпериалистических настроений, которые были в идеологическом плане очень далеки от понятий «Братства», квинтэссенция которого был ислам. В это время больше преобладали чисто политические лозунги о национальной консолидации, независимости, прогрессе и справедливости. Также как арабские националисты не интересовались чисто исламскими позициями «Братства», так и «Братство» не интересовалось националистами и их лозунгами.


Исламское Братство после 1967 года.


После победы Израиля в Шестидневной войне и оккупации Западного Берега и Газы, позиции «Исламского Братства» оставались очень слабыми. Начало вооруженного палестинского сопротивления оккупации и нежелание «Братства» принимать участие в этом сопротивлении препятствовали становлению «Братства», как активной политической силы. В отличии от Движения палестинского сопротивления, «Исламское Братство» не желало и не готовило ни политические, ни идеологические, ни военные шаги против израильской оккупации. Хотя некоторые члены «Братства» присоединились к движению ФАТАХ в Иордании до того, как ФАТАХ был оттуда изгнан в конце 1970 года.



В середине 70-х годов было реорганизовано руководство «Исламского Братства». Общество Исламского Братсва в Газе, на Западном Берегу и в Иордании были реорганизованы в одну организацию, которую назвали «Общество Исламского Братства Иордании и Палестины». «Исламское Братство Газы» стало частью иорданского общества и больше не принадлежало обществу в Египте. Новые взаимоотношения повлияли на позиции и политику «Исламского Братства» на Западном Берегу и в Газе, которые теперь получали руководящие указания от лидеров движения, находящихся в Иордании и из Международной Организации Исламского Братства, представленной Центральным Руководящим Бюро. Надежда на внешнее руководство, тем не менее, не означало полное согласие, либо совпадение во взглядах. В «Исламском Братсве» были уверены, что каждое исламистское движение должно иметь определенную свободу действий в соответствии с реалиями своей страны для более эффективной деятельности.



Рост влияния «Исламского Братства» и возникновения различных исламистских течений были связаны с рядом внешних факторов. Один из самых значительных из них - было поражение арабских армий в Шестидневной войне 1967 года. Это поражение показало широкому кругу общественности упадочность чисто социалистических, светских, пан-арабистских и арабских националистических воззрений. Это поражение также привело к росту влияния арабского консервативного лагеря, имевшего исламскую ориентацию в противоположность националистическому лагерю, имевшему социалистические тенденции, особенно в случае с насеровским Египтом и баасистской Сирией.



Войны 1967 и 1973 годов были использованы движениями исламистского толка для возрождения мусульманского самосознания масс в регионе. Для примера, «Исламское Братство» в Египте рассматривало поражение в войне 1967 года не иначе, как «божественная кара» режиму, которое запретило их деятельность, подвергала их арестам и пыткам в застенках служб безопасности. Они утверждали, что поражение имело место из-за отсутствия чисто исламского видения, что без откровения свыше ни народ, ни его правители не видят правильных путей, они попросту необузданы и идут в никуда.



С другой стороны, война 1973 года, известная нам, как Война Судного Дня, имела уже религиозный басис, который ранее не наблюдался вообще. Эта война укрепила религизный климат в Египте. И спорная «победа» Египта в этой войне была получена исключительно благодаря вере войск (имеется ввиду религиозная вера) и силе религиозной доктрины, которая начала преподаваться в войсках. Сообщалось, что египетские войска, форсируя Суэцкий канал, кричали «Аллах акбар!», тем самым доказывая, что религиозные чувства являются серьезной мотивацией для сопротивления и борьбы. Также эта война имела еще одну связь с исламом. Война началась в священный месяц Рамадан, во время поста; имя военной операции было «Бадр» - прямая ссылка на пророка Мухаммада, на битву при Бадре (между Мединой и Меккой), когда войска Мухаммада одержали первую победу над его оппонентами – кланом Курейшитов из Мекки ( 17 Рамадана 2-го года хиджры – 17 марта 624 года).



Еще один фактор, повлиявший на рост исламистских движений была «нефтяная революция». Нефть усилила власть и материальное благосостояние стран-экспортеров нефти, особенно Саудовской Аравии, страны с сильной мусульманской ориентацией, которую другие арабские страны не могли игнорировать. Исламистские движения в различных арабских странах извлекали выгоду из «нефтяной революции», получив в качестве главного и щедрого спонсора СаудовскуюАравию и ряд мелких государств Персидского залива.



Возникновение фундаменталистских исламистских движений в Египте, таких как:Салех Сиррия, Джихад и других, а также предпринятые ими акты насилия, являлись не только вызовом правящим кругам в Египте, но и непосредственно «Исламскому Братству», как в Египте, так и в других странах. Образование этих исламистских группировок обратили внимание широких слоев населения на вопросы ислама и исламского пробуждения. Через несколько лет после своего возникновения, эти группировки оказали существенное влияние на состояние дел в оккупированной Палестине, так как они дали вдохновение отколовшейся небольшой группе от «Исламского Братства» в Газе, Исламскому Джихаду.



Исламская революция в Иране оказала огромое влияние на исламистские организации в разных странах, включая и оккупированные территории. Эта революция доказала на практике, что чисто исламское государство сделать возможно, она дала надежду исламистам, что можно достичь триумфа над тиранией и репрессиями. Исламская революция в Иране стала являть собою образец для подражаня различным группам и организациям исламистского толка не только в Ближневосточном регионе, но и во всем мире.



Палестинцы черпали мотивацию к вступлению в исламистские группировки прежде всего из продолжающейся Израилем оккупацией Западного Берега и Газы, которая начала рассматриваться в народе как феномен, который вместе с обычными трудностями оккупации, нес с собой в палестинское общество и чуждые ценности. А возникновение в самом Израиле крайне правых националистических групп, которые также начали использовать в арсенале своих средств борьбы насилие, только катализировало этот процесс. Людей очень сильно касался аргумент исламистов, утверждавший, что победы Израиля в войнах против арабов получены благодаря сильным религиозным чувствам евреев, а поражения арабов объясняются их отходу от основ ислама.



Режим израильской оккупации позволил исламистским группировкам в Газе и на Западном Берегу общаться друг с другом, обмениваясь информацией и опытом. Исламистские группировки приобрели новую географическую и демографическую глубину.



Хотя рост влияния исламистов происходил на фоне ослабевания влияния ООП (ФАТАХ), между этими двумя феноменами нет прямой связи. Изменение равновесия наступило в результате воздействия ряда местных и региональных политических факторов. Одним из этих факторов было выселение и изгнание движения палестинского сопротивления из Иордании в 1970 – 1971 годах, что привело сразу к ослаблению организации и ее связи с оккупированными территориями. Дальнейшее ослабление Организации Освобождения Палестины (ООП) произошло в 1982 году, когда они подверглись выселению из Ливана, которое наступило в результате проведения широкомасштабной армейской операции Армией Обороны Израиля (ЦАХАЛ), известной в Израиле, как «Первая ливанская война», или операция «Мир Галилее». Эти и другие факторы постепенно привели к положению, когда под сомнение начали ставить эффективность, качество руководства, здоровые тенденции в тактике и стратегии, и политическую программу в целом.



Другим фактором является октябрь 1973 года. Война Судного Дня. В результате этой войны ООП стала все чаще и чаще обращаться к «политик – махен» и дипломатии, а не к вооруженной борьбе. ООП начала рассматривать концепцию создания палестинского государства на любом клочке освобожденной от израильской оккупации земли. Это именно эта концепция позже превратилась в идею «Палестинское государство в части Палестины», вместо лозунгов о полном освобождении палестинской земли, или образовании светского демократического государства в Палестине. Такое положение вещей позволило исламистским группировкам прокомментировать обстановку, как «наступившей в результате уступок ООП Израилю, который не отвечал взаимностью».


Неспособность ООП выполнять задекларированные цели и задачи, проблемы, с которыми столкнулась организация в Иордании и Ливане, частая смена политической доктрины, коррупционные скандалы, начали в конце концов представлять в глазах широких масс негативное видение Организации Освобождения Палестины. Проблемы ООП и частая смена политической позиции превратили оккупированные территории в страну тревоги, неуверенности и иногда даже отчаяния. На двадцатом году своего существования ООП, казалось, идет в никуда. Ислам, который являлся интегрированной частью палестинского общества, стал той альтернативой, необходимость которой так ощущалась в конце восьмидесятых, начале девяностых годов.


Исламистам удалось капитализировать и подчеркнуть внутренние разногласия непосредственно самого ФАТАХа. Эти разногласия и несовпадение задекларированных целей и задач с действительно выполняемой работой Организации Освобождения Палестины повысили степень недоверия к ней среди народных масс, и послужили тому, что люди начали искать ответы на наболевшие вопросы тягости их бытия в исламе. Ислам начал становиться альтернативой светской политике ФАТАХа.


ООП, учавствуя в вооруженной борьбе против израильской оккупации, подвергалась серьезным преследованиям со стороны израильских спецслужб как в самой Палестине и Израиле, так и за рубежом. Исламистские группировки и особенно «Исламское Братство» не подвергалось такому отношению, так как открыто не принимало уастие в вооруженной борьбе против Израиля, они декларировали себя как организация, которая занимается распространением религиозной литературы, организацией домов и центров взаимопомощи, организации изучения Корана, Хадисов и другой исламской литературы. Связи исламистов на Западном Берегу и в Газе с иорданским королевским домом в начале 70-х годов, когда оттуда был выдворен ФАТАХ, показал всем, и в том числе и Израилю, что между «Исламским Братством» и Организацией Освобождения Палестины не может быть тесного мира и сотрудничества. И пока ШАБАК, ЦАХАЛ и Моссад методично обескровливали ФАТАХ, «Исламское Братство» спокойно развивалось и возростало без вмешательства Израиля в их дела.


Начиная с 1967 года, «Исламское Братсво» начало устанавливать и совершенствовать механизм распространения своих идей и повышения своего влияния в массах палестинцев. Исламисты основывали исламские благотворительные ассоциации, которые заведывали религиозными школами. Они также организовывали и основывали детские приюты, школы и детские сады, которые обычно прикреплялись к какой-нибудь мечети. Кроме всего прочего «Исламское Браство» открывало районные публичные библиотеки (исламского содержания) и спортивные клубы. Братство и другие исламистские организации сформировали исламистские сообщества в Хевроне, Наблусе (Шхеме), Дженине, Иерусалиме, Газе и в других палестинских городах. Финансирование было внутренним – «ассоциации закат» - распределение денег, данных как пожертвование в мечетях, крупные денежные пожертвования богатых палестинцев, а также и внешним – основным спонсором было такое богатое государство как Саудовская Аравия, страна крепкой исламской ориентации, и некоторыми другими странами Персидского залива.


«Исламское Братство» давало ссуды студентам, которые учились в палестинских и других арабских университетах Ближнего Востока и Египта. Исламисты смогли находиться в постоянной связи с народом и чувствовать его чаяния, проблемы и настрой. «Вакф» - организация распределения религиозных пожертвований и мечети являлись очень действенным механизмом распространиения исламского влияния.



Религиозные институты «Вакф» контролировали около 10% всей недвижимост в Газе, им принадлежали сотни магазинов, квартир, гаражей и мастерских. Также «Вакф» владел к 1987 году около 2000 акров земли. Таким образом, исламистские организации тем или иным способом учавствовали в трудоустройстве тысяч людей, от учителей и преподавателей до слесарей и могильщиков. Так как эти люди в своем большинстве были активистами фундаменталистических исламистских организаций и сообществ, то через них «Исламское Братство» получало широкий доступ ко всем слоям населения, тем самым через предоставляемый сервис, они повышали количество людей, симпатизировавших «Исламскому Братству» и другим исламистским организациям в противовес ФАТАХу и другим светским партиям и организациям.


Увеличение количества мечетей на Западном Берегу и в Газе, также указывало на повышение влияния исламистов на оккупированных территориях, так как популиризация идей ислама осуществлялась, в основном, через мечети. Так с 1967 по 1987 годы, в Газе количество мечетей выросло в три раза: с 200 до 600! А на Западном Берегу с 400 до 750.


В 1973 году был организован Исламский Центр в Газе (аль-Муджамма аль-Ислами) – передовая организация «Исламского Братства», которая контролировала Исламский Университет Газы. Среди основателей этого центра были такие личности, как Шейх Ахмед Ясин, д-р Абд аль-Азиз аль-Рантиси и д-р Махмуд аль-Захар. До сегодняшнего дня дожил только последний. Ясин, Рантиси и ряд других организаторов были в разное время уничтожены Израилем после того, как у нас, на конец, открылись глаза на истинную суть этих организаций и центров.


В 1979 году Центр получил легальную лицензию Израиля на занятие деятельности по распространению исламских знаний и организаций центров социальной взаимопомощи бедным слоям населения Газы.


Тут я заканчиваю рассматривать формирование и распространение исламистских организаций на территориях и в Газе, и следующая публикация будет посвящена отношению «Исламского Братства» к палестинскому вопросу и организация ХАМАСа и Исламского Джихада.

Изображение
Роман "Шауака"

Использованная автором литература:

shawaka писал(а):Источников много - я изучаю Историю Ближнего Востока. Вот некоторые из них: Richard P. Mitchell, The Society of Muslim Brothers (London, 1969)
Omar al-Tilmisiani, Shahidan ala al-Asr: al-Ikhwan al-Muslimun fi Da'irat al Haqiqa al-Gha'iba [Омар аль Тильмисани, Свидетель эпохи: Исламское Братство в кругу правды, которой нет](Cairo: al-Mukhtar al-'Islami, 1985)
Ziad Abu-Amr , Islamic Fundamentalism in Gaza(Indiana University Press, 1994)
Периодические издания Египта, Израиля, Великобритании и прочее...


http://community.livejournal.com/anti_j ... .html?nc=2
Аватара пользователя
ashdod
 
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 17:33
Откуда: Israel

Вернуться в Арабистика-востоковедение (лекции и статьи)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron